Новогодняя Андалусия 2013
- Информация о материале
- Категория: Путешествия
- Опубликовано: 01.10.2018, 19:37
- Автор: Алексей Никитин
- Просмотров: 5229
Содержание:
Парк Торкаль
Мы неоднократно в своих статьях и заметках писали, что старинным улочкам древних и не очень городов, предпочитаем красивые виды природы. И в этот раз, готовясь к поездке, осматривая карты местности в непосредственно близости от Малаги и читая статьи, мы наткнулись на сведения о природном парке Торкаль и поставили его в план обязательных посещений. Тем более что располагается он недалеко от Малаги, всего каких-то тридцать километров. Но это по прямой, а по дороге, часть из которой горная – все пятьдесят пять. Разные путеводители дают приблизительно одинаковое описание парка, которое как две капли воды совпадает с описанием в Википедии. Поэтому не буду изобретать велосипед и процитирую этот популярный ресурс.
Национальный парк Торкаль в Антекере (исп. Parque Nacional Torcal de Antequera) — национальный парк Испании, располагается на юге страны, в северной части провинции Малага, на границе муниципалитета Антекера. Парк завораживает своими причудливыми формами скал и камней, которые подвергались эрозии много десятков, а может и сотен миллионов лет. Пейзажи парка являются ярким примером карстового рельефа. Площадь парка — 20,08 км².
Время происхождения парка уходит в далёкую мезозойскую эру, более точно — в Юрский период, то есть будущий парк начал образовываться примерно 160 миллионов лет тому назад. Территория Торкаля вытянута с запада на восток, в прошлом там проходил залив от Кадиса до Аликанте соединявший тогдашние Атлантический океан и Средиземное море. В Кайнозойскую эру образовались складчатые высокогорья, это привело к оседанию известнякового осадка в этом рукаве океана, таким образом возникли горы, вершины которых из-за частых землетрясений, приняли форму грибов.
И хоть, как мы сказали выше, километров до парка не очень много, едем до него около двух часов. Связано это, в первую очередь с тем, что часть дороги горная и наш бензиновый Opel Zafira, оснащенный роботизированной коробкой передач, ревёт на подъёмах, как ТУ-134 на взлёте. Причем, скорее всего, все те немногочисленные лошадки, которые есть у него под капотом, уходят как раз в этот рёв. Крутящему моменту остаются жалкие крохи. Во-вторых, мы часто останавливаемся подышать чистым, прохладным воздухом и осматриваем попадающиеся красивые пейзажи. Да-да, наконец-то что-то похожее на наш октябрь утром. Даже датчик в машине показал снежинку, сигнализируя, что температура опустилась до +3 градусов. Правда, первое, попавшееся по дороге цветущее дерево, развенчивает шансы увидеть зиму, так как пейзаж больше похож на наш май.
Въезжаем в парк. Поскольку еще только раннее утро, народу не очень много. Немного побродив по местному туристическому офису, понимаем, что вход в парк бесплатный. Просим карту маршрутов. Дают, подробно изучаем её. Выясняется, что маршрутов два. Зеленый – простой, а желтый - чуть посложнее. Выбираем жёлтый, хотя на мне объемная фотосумка, а на шее 5D Mark II с прикреплённым фиксом 24L. Вначале тропинки идут рядом, пресекая любые возможности уйти с них. Пару раз я пытаюсь это сделать, чтобы выбирать наилучший вид, но природа в виде скользких валунов и очень колючих кустарников сопротивляется моему желанию. И хотя и на зелёной тропе попадаются красивые виды,
но мы уверены, что на желтой будут еще лучше. Поэтому без колебаний у развилки, которая начинается у клена, который весною чудно цветёт, а осенью дает плоды ярко-красного цвета (что написано на табличке возле него) сворачиваем на жёлтый маршрут.
Не сказать, что это тропа для скалолазов, но и простым этот 2,5 километровый маршрут назвать нельзя. Особенно когда на боку объёмная фотосумка. И еще, когда то и дело достаёшь и прячешь фотоаппарат, чтобы не разбить его, потому как половина дороги представляет приблизительно такую вот тропу.
На ней, дороге, в основном жидкая грязь, перемешенная с инеем. Причем, на фото выше запечатлена более-менее пологая тропа, а встречаются и подъёмы под 45 градусов. По маршруту желтой краской нарисованы метки, чтобы не заблудиться. Они-то и сыграли со мною злую шутку. Где-то на середине маршрута, тропа, вернее ее обозначение сворачивает, куда-то в кусты. Не поверив этому, оставляю жену у развилки, а сам иду по почти гладкой местности. То и дело попадаются чуть заметные жёлтые метки. Иду долго, с километр. Но что-то конца и края этой местности не видно. Да и метки разбросаны как попало. Наклоняюсь к одной из них и пробую пальцем. Да это же желтый мох, а не краска! Интересно куда я зашёл по нему? Стараюсь идти по памяти оттуда куда пришел, но дорога кажется длиннее. Неужели заблудился? Думаю, надо позвонить жене, чтобы она не волновалась, но сигнала на телефоне нет. Иду еще десять минут и вдруг чуть слышу вдалеке русскую речь. Иду на неё, хотя мне казалось, что идти надо в совершенно другом направлении. Приблизившись, нахожу жену и рядом русскую семью из трех человек (вообще побережье чуть ли не русскоговорящее, но в природном парке не ожидал встретить), тоже размышляющих куда идти. На этот раз сразу идём по стрелке в колючие кусты. За ними обнаруживается щель между скалами шириною максимум сантиметров восемьдесят и длинною метров двадцать пять. Вот он, какой, оказывается, жёлтый маршрут! Бочком всей компанией протискиваемся через мини-ущелье и выходим на свет божий. В общем, поход по желтой тропе занимает часа два с половиной. Но в чем не обманул путеводитель, так это в обилии красивых видов, которые открываются именно с неё.
Ну, и как апофеоз, в конце маршрута «слоёные пироги» скал.
Уставшие, но очень довольные, с трудом идём к финишу. Наконец табличка конец маршрута. К немного грязной одежде добавляется поцарапанная в нескольких местах куртка и насквозь проткнутый колючками капюшон толстовки. Если пойдете подобным маршрутом, то всё-таки советую брать запасную одежду или обувь. Да, забыл сказать, что общественный транспорт сюда не ходит. Так что попасть в парк Торкаль можно только на машине или с экскурсией.
Хочется обедать. Поэтому решаем ехать в ближайший город Антекера. Приехав, и не без труда, найдя место для обеда (который в этом посещении Испании оказался самым дешевым - 7,5 евро на человека) и, в конце концов, пообедав, решаем не осматривать город, так как на это совсем нет сил. Хотя город производит очень неплохое впечатление. Он, как и Михас, тоже относится к белым городам Андалусии. Но на сегодня достопримечательностей хватит. Домой.
Гранада
Как пел, в одной известной песне Александр Городницкий, «Над Канадой, над Канадой… над Канадой небо сине…», эх, Александр Моисеевич, ведь такое надо было спеть про Гранаду. Всего несколько букв поменять. А вот в описательном смысле ничего менять не надо. Над Гранадой действительно ярко-синее, январское небо! Да сами посмотрите.
Хотя обо всем по порядку. В строгом официальном документе, который у нас называется «Расписание и информация об экскурсиях» посещение Гранады стояло на субботу, пятого января 2013 года. И вот как-то вечером, уже находясь в Малаге, я в это расписание заглянул и понял, какую совершил ошибку, поставив посещение этого города на выходной день. Ведь наверняка в субботу самая главная городская достопримечательность, Альамбра, должна быть переполнена народом, со всеми вытекающими отсюда неудобствами. Пришлось быстро поменять местами посещение Гранады и парк Торкаль, и Гранада была поставлена на понедельник.
И вот уже понедельник, седьмого января. Накануне весь день провели в Малаге. Было воскресенье, да не простое, а «Праздник трёх королей». Это один из самых больших, наряду с Рождеством и Пасхой, праздников, отмечаемых в Испании. Правда, праздничных шествий мы так и не увидели, хотя весь день провели в центре. Возможно, они были накануне или мы оказались не в том месте. Несмотря на это, отпраздновали мы достойно :) Но праздник праздником, а рано утром уже выезжаем в Гранаду. На улице рассвет и малооблачно. Отъезжаем сорок километров от Малаги и на развилке, поворачиваем на дорогу A-92M, ведущую к Гранаде. Видим, что над дорогой висит то ли облако, то ли туман. Въезжаем в него, предварительно включив противотуманные фары, так как видимость составляет, ну максимум метров тридцать и… выезжаем из него ровно через семьдесят километров! Засек по спидометру. Да, туманы тут висят знатные! Начинаем волноваться, что такая погода и в Гранаде. Но наши опасения напрасны, на подъезде к городу уже ярко светит солнце и синее небо. Ну, про это я уже писал :)
Как я уже отметил выше, главной целью в Гранаде был Альамбра. Давайте сначала про произношение, а потом про суть. Все справочники, путеводители, сайты, включая приснопамятную Википедию, едины в русском написании названия этой достопримечательности – «Альгамбра», хотя я этого не понимаю. Если взять испанское «Alhambra», или если быть еще точнее «La Alhambra», то любой человек знакомый с латинскими буквами, вошедшими в основные европейские языки, скажет, что никакой буквы, озвучивающей «г» здесь нет. А уж разбирающийся в романских языках дополнительно подчеркнёт, что в них (за исключением валлонского, гасконского и румынского) буква «h» не читается никогда, что дополнительно подчеркивает полное отсутствие там какого-либо звука «г», даже если предположить что «h» ассоциируется при русском произношении как «г». На испанском языке, в русской транскрипции слово произносится как «лаламбра» если с артиклем или «альамбра» - если без. Так что я здесь буду писать «Альамбра», как слышу с испанского.
Ставим в Гранаде машину на подземную парковку. Выходим, на улице прохладно, около +2 градусов. Наконец-то чувствуется январь! По карте на планшете видно, что Альамбра находится где-то в километре от места нашего нахождения. Обращаюсь к пожилой паре, чтобы они рассказали, как туда попасть. Сказать, что они горячо откликнулись, значит, ничего не сказать. Они битый час, с упорством, достойным лучшего применения, объясняют нам, как пройти. Хотя я немного сомневаюсь. Выше я сказал, что Альамбра находится в километре, но это расстояние только до её стены. А вход по моим понятиям находится как раз с противоположной стороны. Пожилые люди не унимаются, с интересом рассматривая карту на планшете, но все равно утверждают, что буквально двадцать минут пешком и мы там. Проблему разрешил проходящий мимо мужчина, который сказал пожилой паре, чтобы они не путали туристов, так как надо сесть на миниавтобус который и довезёт нас до входа. Буквально взяв нас за руки, он подводит нас к стоянке. И действительно, автобус, в который мы сели, буквально за пятнадцать минут дороги в горку довозит нас до исторической достопримечательности. Причем скорость его километров сорок в час, не меньше. Задумываемся, сколько мы бы шли сюда пешком. Милая пожилая пара, наверное, спортсмены. :)
Ну, теперь ближе к самой Альамбре. Альамбра - это архитектурно-парковый ансамбль, который находится в Гранаде. Знаете, по сравнению с другими обзорами мы сделаем исключение и не будем подробно описывать эту достопримечательность. Мне кажется, про него (ансамбль) тысячу раз написано, причем очень подробно в разных источниках, да вот хотя бы в той же самой Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%FC%E3%E0%EC%E1%F0%E0 . Мы же лучше расскажем про свои впечатления, иллюстрируя их фотографиями. Итак, что же нас тут привлекло. Наверное, то, что это, достаточно хорошо сохранившийся музей исламской архитектуры, причем в Западной Европе. Скажем так, отдельно, например, в Иорданию, мы бы его не поехали смотреть, а как дополнение к европейскому отдыху - так вполне. Да и вообще, само понятие «исламская архитектура» до посещения Альамбры для нас было аморфным. Что приходит на ум? Минарет, мечеть и … больше ничего. Здесь же можно увидеть нерелигиозные архитектурные сооружения. Да еще какие! Забегая вперед, скажу, что никакая другая архитектурная достопримечательность, которую лично я видел, не произвела на меня такого впечатления, как Альамбра. И в первую очередь, это связано с резьбой по камню во Дворце Насридов. Проходя мимо стен, а там практически нет свободного клочка, без причудливой резьбы, поражаемся – сколько же сотен тысяч человеко-часов на это было потрачено! Да вот смотрите сами.
Поднимаем голову выше, и впечатление от увиденного усиливается многократно.
А здесь на фотографии видно, как сотни каменных капель свисают с потолка. Возможно, мастера, сотворившие все это, побывали в пещерах Нерха и черпали своё вдохновение у природы, заимствуя ее прекрасные нерукотворные решения.
Наконец, обращаем взгляд строго вверх, к куполам зданий. Грандиозно. Мы стоим неподвижно, задрав голову, минут десять поражаюсь увиденному.
Снимать здесь не очень просто из-за большого количества людей. И хотя администрация комплекса строго следит, чтобы за один час посетителей в этой части (Дворец Насридов) комплекса было не больше двухсот, народ толпится очень плотно, и иногда приходится ждать долго, чтобы сделать кадр. К тому же, если время посещения всего комплекса можно варьировать достаточно широко, например утро или вечер (но, правда, все равно в определённую дату), то во Дворец пускают ровно по времени, которое напечатано на билете. Если, скажем, у вас в билете 11:00, то в 11:45 вы уже никак не попадёте. Да и чтобы попасть вовремя, с билетами, надо отстоять приличную очередь. Теперь вы понимаете, почему мы не решились ехать сюда в выходной.
Возвращаемся во дворец. Посетители вовсю щёлкают фотоаппаратами. Временами это превращается в постоянную какофонию писков, щелчков и хлопков зеркал. Мы не отстаём от всех.
Идем в очень красивый Львиный дворик. В этом месте наблюдается самая большая концентрация посетителей. Хорошо, что центр его не пускают и можно спокойно фотографировать
И именно здесь мы видим самую поразительную резьбу по камню. Она как бы полая внутри. Скорее всего, составлена из множества тщательно подогнанных элементов.
Между основными зданиями Дворца Насридов, а также вне его, множество ухоженных зелёных двориков. Путеводитель обещал много фонтанов, но часть из них не работает. Это не удивительно. Январь все-таки. В некоторых уголках парка серебрится иней.
Выходим из "арабской" части комплекса и нам предстают постройки, отличные от увиденных ранее. После взятия Гранады 1492 году и окончания Реконкисты, к дворцу Насридов и Алькасабе пристраивались здания уже традиционные для христианской архитектуры. Одна из них дворец Карла V (1527-1957!). Обратите внимание на последнюю дату. Это не ошибка. Действительно, последние строительные штрихи во дворце датируются уже XX веком. Как там говорил товарищ Саахов в фильме «Кавказская пленница»? «Э-э-э нэт, торопиться не надо» :)
Алькасар, самая древняя и самая высокая часть архитектурно-паркового ансамбля. Сюда вход по тем же билетам. Да, мы забыли сказать про стоимость. Составляет она 14 евро на человека. Из Алькасара открываются замечательные виды, как на весь ансамбль, так и на Гранаду. Именно отсюда я снял фото, которое приводил в начале рассказа о Гранаде. Поворачиваемся правее и на заднем плане видим горы Сьерра-Невада, шапки которых в снегах.
Отсюда, также можно разглядеть целиком кафедральный собор Гранады.
Как видите плотность застройки очень тесная и получить качественную фотографию вблизи не представляется возможным. Но всё равно едем составить впечатление о нём. Еще стоя на башне Алькасара, случайно подслушали разговор, как один русскоговорящий гид предупреждал русскоговорящую семью ни в коем случае ничего не покупать и не разговаривать с цыганами у собора. Всю прелесть их общения мы ощутили на себе. Кроме навязчивости чисто речевой, эти женщины совсем не стесняются хватать вас за руки, одежду, даже толкать. Но… они не знают, что такое инерция моей фотосумки, набитой аппаратурой, при резком повороте корпуса. И… ощутив это на себе, быстро ретируются. :) Путь к собору открыт, но, к сожалению, сам он оказывается закрыт. Эх... не повезло.
Ну что же, погуляем по городу, параллельно ища место для обеда.
И вот за этой очаровательной скульптурой
находим подходящее кафе, обедаем и обсуждаем дальнейшие планы. Вообще у нас намечена поездка к снежным шапкам Сьерра-Невады в горнолыжный курорт Прадольяно. Но на часах уже больше трёх, а до Прадольяно почти 35 км горной, возможно снежной трассы. Нет, сегодня не успеваем. В январе световой день короткий. Собираемся домой. По дороге к паркингу видим милейшую картину. Маленькая собачка в течение, наверное, десяти минут пыталась забраться на другую собаку, чтобы согреться (обе собаки одного хозяина). Маленькую прям трясло от холода, так как воздух в Гранаде прогрелся максимум до +13, на асфальте было и того меньше. И наконец, это ей удалось. Мы сняли этот торжественный момент!
Всё, уезжаем домой. Немного грустно покидать этот уютный и красивый город. Теперь я понимаю, почему местность к югу от Гранады назвали Suspiro del Moro (Вздох Мавра). Именно здесь, на холме, с которого открывается вид на весь город, в 1492 году, после взятия его Католическими королями, последний арабский правитель Гранады Бобадил, в последний раз смотрел на город. Говорят, он испускал громкие вздохи, жалея об утраченном городе, да и вообще Испании, которая давно стала им родиной. Его предки правили здесь почти 800 лет. И к их чести, без них, мы бы не увидели такого шедевра архитектуры как Альамбра.
Еще о белых городах Андалусии
После Гранады у нас была запланирована поездка в Кордову, но по разным причинам она так и не состоялась. Так что Кордоба и Севилья остаются на следующие визиты в Испанию, а пока мы решаем посмотреть маленькие города Андалусии к северу от Малаги, а заодно и посмотреть на природу этого края.
Посовещавшись с картой, мы решили следовать через города Картама-Алора-Карратрака-Ардалес, правда, не жестко придерживаясь маршрута. Как говорится – кривая выведет! В городе Картама делаем краткую остановку, я выхожу из машины и осматриваю центр города. Не нахожу ничего примечательного, обычный маленький андалузский городок. И так как время дорого, возвращаюсь в машину и на кратком семейной совещании решаем ехать к следующей точке маршрута городу Алора (ударение на первое «а»).
Приехав в город, оставляем машину на центральной площади, которое носит имя Баха (я думаю, что это не в честь композитора, а от испанского «baja» - низкая), с трудом найдя для неё место. Напротив площади местный собор. Это центр дружеского общения для местных жителей. Девушка в мягких тапочках и пижаме, с чашкой кофе в руке идет через всю площадь, садиться на ступеньки храма и начинает непринужденно с кем-то разговаривать. Чувствуется какая-то домашность на этой площади в это январское утро, но вместе с тем вся обстановка намекает на серьёзный уровень безработицы в Испании в текущий момент.
Идём узкими улочками города,
надеясь попасть на самую высокую точку, которую наблюдали из машины при подъезде к городу. На вершине что-то вроде традиционного Алькасара.
Поднявшись, обнаруживаем, что хоть и ворота крепости открыты, но попасть туда нельзя, так как там идут реставрационные работы. Работает бетономешалка, слышится шум болгарки. Ну, ничего страшного, отсутствие впечатлений от архитектуры с лихвой компенсируется видами, открывающимися с этой высокой точки. Видна нижняя часть города,
а также железнодорожная станция Álora. Кстати, попасть сюда можно с железнодорожного вокзала Малаги, всего за тридцать минут. Гораздо быстрее, чем на машине.
Далее, обходя крепость с восточной стороны, дорога открывает виды на город, которые снимают все вопросы, почему города Андалусии называют белыми. Ответ очевиден.
Нам здесь нравится. По-зимнему дышится легко. Проводим около получаса на смотровой площадке и собираемся дальше. Выезжая из города, видим вот такую картину, отображающую во всей красе преемственность поколений транспорта.
Город, Карратрака, известный своими целебными сероводородными источниками, пропускаем, торопясь в город Ардалес. Иногда останавливаемся, чтобы снять красивые сельские пейзажи.
Но жизнь вносит в планы свои коррективы. Чуть не доезжая до поворота в город, в правом стекле автомобиля блеснула полоска воды водохранилища Конде дел Гаудальорсе (Conde del Guadalhorce). И выбор предрешен. Городов мы повидали немало, хочется природы. Направляемся по дороге MA-444 которая идет вдоль водохранилища. На одном из поворотов сворачиваем в его сторону. Выходим из машины и здесь видим, наверное, самый красивый пейзаж за всю андалузскую поездку. Здесь очень тихо и спокойно. Голубое небо отражается в воде.
Ну что-же, надо ехать дальше. Направляемся к конечной цели нашего сегодняшнего путешествия. Это ущелье Гайтанес (Desfiladero de los Gaitanes). Еще с десяток километров пути, и мы приезжаем к железнодорожной станции El Chorro.
Станция эта, следующая после Alora, о которой писал выше. Советую тем, кто хочет только посмотреть ущелье и близлежащие окрестности воспользоваться поездом, который идет отсюда из Малаги. Поездка займет всего 42 минуты. От станции едем дальше, пока дорога не упирается в шлагбаум. Все, дальше пешком. Справа и выше от нас железная дорога, которая идет на Антекеру и Севилью.
Дорога методично поднимается в гору, еще полчаса восхождения, и мы на вершине холма. Отсюда открывается прекрасный вид на ущелье Гайтанес и водохранилище Тахо де ля Энкантада.
Обратите внимание на снимок выше. От железнодорожного моста и дальше к ущелью идет чуть заметная дорожка. Это знаменитая, не побоюсь этого слова, на весь мир, в определённых кругах, тропа короля. Это дорожка длинною почти три километра и шириной 1 метр находится на высоте 100-150 метров от уровня водохранилища. Тропа была построена рабочими в 1905 году, сооружавшими неподалёку плотину. После её открытия, король Испании Альфонсо XIII прошел весь этот путь. Наверное, в те годы это был не очень большой подвиг, но теперь, когда дорога больше, чем сто лет не ремонтировалась, пройтись по ней рискуют не все. Сейчас дорога официально закрыта, но кого и когда это останавливало? Сотни экстремалов съезжаются сюда, чтобы повторить путь короля. И путь этот весьма нелёгкий, так как дорожка-то на части пути просто отсутствует и надо цепляться за скалы чтобы преодолеть такие участки.
Проводим на вершине холма значительное время. Прекрасные пейзажи окружают нас,чистейший воздух и практически полное отсутствие людей. Время летит быстро, и мы собираемся в обратный путь. Двигаясь к стоянке, я чуть отклоняюсь, чтобы забраться на вершину соседнего холма. Дойдя до верха, обнаруживаю красивый крест и прекрасный вид на водохранилище.
Спускаемся вниз. Время далеко за полдень. Пора обедать. Заходим в ресторан неподалёку. В этот момент мы единственные посетители этого заведения. Обедаем на террасе ресторана, с видом на водохранилище и ущелье.
Дни нашего отдыха кончаются. Зимняя Андалусия оставила незабываемый след в наших сердцах. Мы успели, в первую очередь, благодаря хорошей погоде, посмотреть многое. Но поверьте, еще больше не успели. Остались не увиденными города Севилья, Кордоба, Кадис, Мотриль, много неисхоженных троп в национальных парках, которые находятся буквально в шаговой доступности от Малаги. Я надеюсь, своим рассказом мы заинтересовали многих и вам свою очередь захочется увидеть этот, даже зимою, ласковый край. А нам в свою очередь будет интересно почитать о ваших впечатлениях. Поднимаю этот бокал в ресторане на террасе над водохранилищем за всех тех, кто дочитал наш рассказ до конца. Спасибо вам за терпение.
Испания, Андалусия, январь 2013 года